Стрит арт стал неотъемлемой частью городского пространства, проводятся фестивали, компании и галереи все чаще взаимодействуют с художниками работающими в данном направлении.
Несмотря на принятие в художественной среде, явление вызывает много споров – о том, какими терминами можно описать его направления, что считать настоящим искусством, а что – вандализмом. Попытаемся разобраться в сути данного направления, его разновидностях и особенностях.
Стрит-арт (англ. street art ) — Уличное искусство, наиболее известный и часто употребляемый термин, но на мой взгляд, это не совсем удачный перевод и адаптация на русский, правильнее будет: искусство в городском пространстве, он же « urban contemporary art» и включает в себя следующие направления:.
Стрит-арт ориентирован на неподготовленного зрителя . Его проявления обычно несанкционированные, что делает их еще более сильными и привлекательными. Если художник работает «под заказ», это уже будет паблик-арт.
Паблик-арт — искусство в городской среде, созданное с разрешения и во взаимодействии с органами власти или компанией, которая владеет или управляет местом
art is trash
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт игру значений и смысловые модификации.
Петр Павленский,Поджог двери ФСБ
Акционизм — форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются перформанс, и ряд других форм.
Появление данного вида искусства связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искуссытва. Истоки акционизма восходят к практикам уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театру Баухауза.
Nervf/ графика Ф. Толстой
Монументальная живопись или мурализм (от исп. mural ) представляет собой настенные художественные произведения большого размера и является разновидностью монументального искусства.
Монументальная живопись — древнейший вид живописи, создаваемой в органичной взаимосвязи с предметно-пространственной, в первую очередь, архитектурной, средой.
Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся важной пластической или смысловой доминантой, которая отображает современные идейные веяния и социальные тенденции, философские концепции.
Ключевая особенность монументального искусства — стремление к долгосрочному существованию. Что в свою очередь коренным образом отличает от современной художественней росписи, которая, как правило, не реставрируется и закрашивается как только в доме начинается ремонт.
MadC
от итальянского graffito, — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах или любых других поверхностях.
Понятие «граффити» в истории искусств появилось задолго до осознания уличного искусства как явления культуры Несмотря на параллели с историческим наследием в современной интерпретации это продукт урбанистической среды (Urban Culture), которое как явление было осознано в 60-е годы прошлого века.
Поэтому, как правило, отсчет нового прочтения термина ведется от явления, возникшего в Америке в 1960-е, а именно от теггинга (tagging) и рисования с помощью аэрозольного баллончика с краской. Граффити на сегодняшний день это молодежная субкультура, цель которой — тиражирование своего имени или названия команды, и утверждение своего присутствия в городской среде.
Nervf/ Демон революции
Стикеры одна из форм искусства, в котором изображения несут наклейки. Содержание таких наклеек может быть разнообразным, и включает многие подкатегории граффити. Стикеры начали активно распространяться с начала 2000-х годов и часто появлялись в крупных городах, например, на дорожных знака, скамейках, дверях домов и даже баках для мусора.
Плакат (от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать), или постер (англ. poster — плакат) — разновидность прикладной печатной графики. Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых всё большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во второй половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека. В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.
Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии.
Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.
Подводя итоги, можно сказать, что стрит-арт является своеобразной лакмусовой бумажкой, которая показывает насколько благополучно общество, проявляет его статус, уровень культурного развития. Вопрос принятия этого художественного феномена уже не стоит, а борьба с ним бессмысленна, исписанные стены будут всегда, вопрос в том, как они будут исписаны.